Осетинский застольный этикет

Поделиться обычаем

С чего начинается осетинское застолье? Конечно, с накрытия стола. И если столы обычно накрываются с учетом предполагаемого количества гостей и их вкусов, в Осетии, в добавок к этому, сам процесс накрытия также регламентирован традициями и другими нормами.  

Осетинский традиционный праздничный стол (фынг) должен располагаться так, чтобы старший сидел лицом к востоку. Но в недостаточно просторных помещениях часто такой возможности не бывает, и тогда правильно расположить стол от места старшего к входу. Старший должен видеть всех, кто заходит.  

Первым делом на стол ставятся солонки с солью и нож. Соль в осетинском мировоззрении имеет очищающее действие, а нож (острый предмет) отпугивает от стола злые силы. Затем, если для застолья было забито какое-то животное (бычок, баран), на стол, со стороны старшего ставится широкая тарелка с тщательно очищенной и сваренной головой (без нижней челюсти и языка) и шейной частью животного (бæрзæй). Если застолье по хорошему поводу, шея животного должна располагаться на тарелке слева от головы. На поминках – с правой стороны.

После этого на стол, возле старшего ставятся традиционные три пирога и напитки. Также на стол ставятся тарелки со сваренным мясом, приблизительно в расчёте одна тарелка на пять человек. Отдельно, на тарелку возле старших кладут правую плечевую часть жертвенного животного (базыг), три правых ребра цельным куском и шампур с шашлыком из печени, лёгких и сердца животного, завёрнутых в жировую плёнку (æхсæнбал). Во многих районах Осетии сверху на голову жертвенного животного кладут ещё и правую лопатку. Когда в доме забивается выращенное дома животное, по очищенной правой лопатке некоторые старшие предсказывают будущее. Если животное не домашнее, а куплено для празднования, использовать лопатку для этого предсказания бессмысленно.  

При предполагаемом количестве сидящих за столом более 5-ти на стол ставятся несколько тарелок с тремя пирогами на каждой. Вместе с этим, в наше время на 5-6 человек (иу фынг) обычно накрывается один набор блюд и нечётное количество напитков.  

Когда стол накрыт, об этом оповещают главного распорядителя (уынаффæгæнæг) или при небольших застольях – хозяина дома. Они же в свою очередь приглашают гостей за стол, начиная с заранее назначенного старшего стола (фынджы хистæр или бадты хистæр). Причём это место не обязательно должен занимать самый старший по возрасту. Главное, чтобы будучи одним из старших присутствующих, он также был мудрым, сдержанным, красноречивым и уважаемым в обществе человеком. Ведь ему поручается от имени всех вознести молитву Создателю.  

Если в дом приходят обычные гости и застолье накрывается по этому поводу, на месте старшего чаще сидит хозяин дома или кто-то из его ближайших родственников. В случае же свадеб, больших праздников (куывд) старший застолья заранее назначается главным распорядителем или же хозяином дома. В осетинском застолье это весьма почётная и очень ответственная обязанность. Исполнять её не каждому по силам. Потому что именно от старшего застолья зависит порядок за столом, соблюдение осетинских норм и традиций, веселье и в конечном итоге – настроение гостей. Кроме этого, он также должен быть довольно сдержанным и выносливым в отношение спиртного.  

Старший (хистæр) за праздничным столом должен сидеть с торца стола. Вслед за старшим рассаживаются все по приблизительному старшинству.  

Раньше (да и сегодня на официальных торжествах: свадьбах, традиционных праздниках, кувдах), женщины не сидели за мужским столом. Им обычно накрывали отдельный стол, где также соблюдался соответствующий этикет. В наше время молодёжные застолья вне традиционных осетинских праздников часто смешанные, хотя за старших всегда сидят мужчины.  

После того, как все расселись, старшие подзывают 3-х молодых ребят, которые подходят справа от старшего и становятся возле него. Хистæр раздвигает три пирога таким образом, чтобы сверху было видно, что пирогов именно три. При этом верхний пирог должен быть сдвинут влево от старшего, второй – вправо, а нижний остается на месте.  

Для чего это делается, ведь левый, влево в осетинском мировоззрении всегда несут негативный смысл? Во-первых, таким образом осетины показывают Богу то, что молятся с тремя пирогами. А поскольку молитва обращена напрямую, без посредников, к Создателю (Дунесфæлдисæг Иунæг Кадджын Стыр Хуыцау), располагаясь к Нему лицом, пирог сдвигается влево от старшего для того, чтобы он был виден сдвинутым вправо если смотреть взглядом оттуда, куда мы обращаемся с молитвой. Иными словами, действительная привязка положения пирогов не к старшему, а к Тому, Кому мы возносим молитву. 

С разрешения старшего, один из прислуживающих молодых людей («уырдыглæууæг» или «уырдыгыстæг») должен наполнить бокалы трёх старших (начиная с первого). На праздники в Осетии и сегодня для вознесения первой молитвы Богу и освящения трёх ритуальных пирогов старшему наливают осетинское пиво в специальный резной деревянный сосуд - «бæгæныйы къус». Замену пива аракой или водкой для этого случая нужно считать грубым отступлением от традиций. 

Старший встаёт с пивом в правой руке и плечевой частью забитого животного («базыг») - в левой. Вслед за ним встают все без какого-либо исключения. В правой руке у второго старшего (т.е. располагающегося справа от первого) бокал, а в левой три ребра. У третьего старшего (слева от первого) в правой руке бокал, в левой шампур с шашлыком. В некоторых ущельях и населённых пунктах Осетии можно увидеть и другое сочетание кувинæгтæ в руках у старших. В частности, у старшего застолья может быть шампур с шашлыком (æхсæнбалы тыхт физонæг). 

Материал собран Русланом Кучиевым.

detail custom image

Нашли ошибку?Не забудьте сообщить. oscalendar@odva.pro

Хотите добавить статью?

Отправьте на почту