Особенности осетинского поминального стола

Поделиться обычаем

Для поминок по усопшему человеку, которые справляются со дня его смерти и до годовщины, каждый раз накрывается специальный поминальный стол. Он несколько отличается от праздничного. Также разнятся столы в день похорон (хæрнæджы фынг) и в поминальные дни в течение года. Хæрнæджы фынг отличается предельной скромностью и ограниченным количеством еды и выпивки: арака, соки, минеральная вода, мясо забитого животного, пироги, хлеб, зелень, цельные овощи. Присутствие водки, коньяка, вина, различных горячих блюд, сладостей и других привнесённых извне излишеств нельзя считать нормой ирон æгъдау. За этот стол люди садятся чтобы помянуть усопшего, но отнюдь не для того, чтобы хорошо выпить и вкусно поесть. Это и подчеркивалось скромностью накрытия стола.  

В последние десятилетия в день похорон пожилого человека стали готовить плов, по всей видимости пришедший с возвращающимися из Средней Азии "шабашниками". Причем разносят его уже после того, как старшие помянули усопшего и часто возникают разногласия по поводу посвящения плова усопшему, «хæлар кæнын». Блюдо не осетинское, пришедшее с Востока, и нам трудно давать рекомендации на этот счет. На осетинских похоронах правильно было бы отнести плов к излишествам. Но традиция уже прочно прижилась во всей Осетии.  

Кое-где сегодня начали готовить еще и грузинское блюдо из фасоли (лобиа). Дальше может быть больше, и кто знает не будем ли мы в будущем требовать на наших похоронах набора ресторанных блюд. Если мы этого не хотим, нужно останавливаться сегодня. 

Для остальных поминальных дней семья покойного, а также близкие родственники готовят различные яства и выпивку. Среди них обычно: пироги, торты (в четных количествах), всевозможные фрукты, мясо, возможна рыба, курица, конфеты и другие сладости. Всё это кладётся ненарезанным, то есть нетронутым ножом. Считается желательным поставить на стол всё то, что при жизни любил усопший. Напитки также ставятся на стол четными количествами (например: 2 бутылки водки, две бутылки вина, две - соков и тд.). Нельзя ставить на стол бутылки осетинского пива, которое является напитком для вознесения молитвы Богу. В эти дни может забиваться бычок или телка. Голова и шейная часть забитого животного также ставятся на поминальный стол хæлар кæнынмæ (шея справа от головы). На этом столе обязательно должна быть соль, нож, и стакан (чашка) с чистой водой. Для поминок никогда не готовят фыдджын и шашлыки. Не присутствуют на столе также цельные базыг и три ребра.  

Всё, что приготовлено для поминок сперва ставится на отдельный стол. Двое или четверо мужчин подходят к этому столу для посвящения его покойнику (ныххалар канынæн). Это обычно делает старший со стаканом араки в правой руке. Выпивать араку не обязательно. Достаточно произнести то, что следует, сказать рухсаг, капнуть на стол и поставить на него свой стакан. После того, как эта процедура закончена, кто-то из младших символически посыпает щепотками соли всё, что есть на столе и затем притрагивается ко всему подряд лезвием ножа. Это символическое очищение приготовленного от злых сил (хæрæм тыхтæ). Одна из присутствующих женщин (обычно вдова) выплёскивает воду из стакана во двор, но не на дорожку по которой ходят члены семьи. На этом процедура «хæлар кæнын» заканчивается и приготовленные пища и выпивка расставляются на основном столе, там, где будут сидеть пришедшие на поминки.  

Сперва соль, нож, голова и шея забитого животного, два пирога, а потом всё остальное. Мужчины и женщины всегда сидят за отдельными столами.  

Во многих осетинских общинах утром, перед похоронами, в доме усопшего освящаются три пирога, приготовленные кем-то из соседей из верхушек замешанного теста.  

В наши дни разногласия вызывает и порядок рассаживания старших за поминальным столом. Он в некоторых осетинских селах и сегодня отличается от порядка рассаживания за праздничным столом. Скажем в Гизели и многих селах Дигории с торца поминального стола не садится никто. Старший садится по левую сторону от торца, второй старший по правую, а старший от фамилии усопшего, - тоже слева, рядом с первым старшим. Сидящие за столом, начиная со старшего обращаются (рæгъытæ кæнынц) не через стол к тому кто напротив, а к тому кто сидит рядом. Такой порядок нам видится более архаичным и более правильным. Поминальный стол должен отличаться и внешне и по содержанию. С такой точки зрения к нему подходили наши предки.  

Старший стола обычно начинает с обращения (не молитвы) к Всевышнему оберегать семью усопшего (биноты Хуыцауыл бафæдзæхсын).  

По мнению некоторых это не делается с чётным количеством пирогов, и на столе возле старших их должно быть три. В таких случаях, после того, как старший закончит свою молитву и выпьет, один пирог передаётся дальше по столу, оставляя возле старших два пирога.  

Однако, в большинстве осетинских обществ возле старших на поминальный стол всегда ставят два пирога. Не зря осетины так часто желают друг другу встречаться только за тремя пирогами. Очевидно, поминальный стол всегда должен быть с двумя пирогами. В этом есть смысл и связь с другими поминальными обычаями. Таковы рекомендации и Высшего Совета Осетин («Иры Стыр Ныхас»).  

Второй тост произносится старшим стола за упокой души и за царство небесное (рухсаг) покойнику. Каждый должен встать и стоя сказать «рухсаг у» и капнуть при этом из своего стакана на стол, на тарелку или (как делали раньше) на кусок пирога или хлеба. Этим самым мы как-бы делимся с покойным, посвящая ему все, что есть на столе. Необходимо быть немногословным и лаконичным, не очень громко, но чётко высказывая свои слова поминания покойника следующему по столу. Закончив, нужно сесть и выпить сидя.  

Стоя на поминках не пьют. Нельзя также чокаться стаканами, и говорить старшим «Омен!» или «Омен Хуыцау!» Это всё – атрибуты праздников. В отличие от них, на поминках пьют чётными количествами. То есть одновременно должны держать стаканы 2 или 4 человека.  

Третий тост старший произносит за здоровье и благополучие, тех, кого покойник оставил после себя: членов семьи и ближайших родных.   

Четвёртый тост – за тех, кто из этой семьи ушёл в мир иной до поминаемого покойного, и тех, кому он сам желал царства небесного за такими столами. При этом правильнее из стакана на стол не капать. Только помянуть усопших (сæ ном сын ссар). Такова, принятая совместно со старшими представителями многих осетинских обществ рекомендация Иры Стыр Ныхас.  

Следующий тост может быть произнесён за здоровье и благополучие тех, кто оказал семье помощь, взяв на себя огромную тяжесть приготовлений и похорон, а также тех, кто, оставив свои неотложные дела, пришёл почтить память усопшего и выразить соболезнование семье.  

Во время этого тоста (или отдельно от него) хозяин дома (или представитель его фамилии сидящий за столом третьим) может поблагодарить всех присутствующих и преподнести благодарственные бокалы двум старшим. В день похорон (хæрнæджы фынгыл) хозяин дома не сидит за столом; он просит трёх человек (вместе - чётное число) из числа соседей и родни пройти вместе с ним к столу. Они берут «хай» (два ребра) и в таком составе без стаканов подходят к старшим стола слева. Уырдыглæууæг наполняет два бокала и подает их пришедшим (арфæгæнджытæ). Старший из подошедших объясняет присутствующим цель их прихода, желание хозяина дома поблагодарить сидящих за столом. После этого они просят выпить их благодарственные бокалы. От имени сидящих за столом двое старших благодарят пришедших, фамилию, желают им отныне приглашать гостей только по хорошему поводу и выпивают. Вне этого никакие другие бокалы за поминальным столом не преподносятся. После этого старший просит наполнить два бокала, передает первый старшему от фамилии (сидящему с ними за столом), а второй - старшему из пришедших поблагодарить. Старший от фамилии еще раз благодарит пришедших на похороны (или поминки), соседей, всех кто помогал и выпивает свой бокал. То же самое делает и стоящий у стола арфæгæнæг. На этом их отпускают. Закрепившиеся во многих местах обычаи наливать благодарственные бокалы всем сидящим за столом, а также заставлять выпить всех пришедших благодарить не вписываются в нормы Ирон Æгъдау, и их не следует поддерживать.   

В зависимости от населенного пункта за поминальным столом отдельными тостами могут помянуть погибших и пропавших без вести в Великую Отечественную войну, а также в войнах 1992 и 2008 годов, погибших в природных катастрофах и терактах. Это вполне уместная дань памяти (сæ ном рох макуы уæд), но при этом не следует говорить "рухсаг" и капать из стакана на стол, который накрыт в память о конкретном человеке. Другим этот стол посвящать не следует.  

Также часто старший может произнести тост за здоровье младших и пожелать им помогать соседям и друг другу по радостным поводам. 

Перед последним тостом старший просит отрезать от головы жертвенного животного левое ухо.

Его посыпают солью и кладут сверху на голову, надрезом в сторону старших.  

Иные старшие слишком растягивают поминальные застолья, увеличивая количество тостов (рæгъытæ) до 12-ти и больше. В некоторых районах Осетии вошло в норму за поминальным столом произносить два десятка тостов, половина из которых "Рухсаг" кому-то. Такое не вписывается ни в какие нормы Ирон Æгъдау, является бессмысленным переводом традиции в пьянку, и должно быть недопустимым и осуждаемым повсеместно на всей территории Осетии, как на Юге, так и на Севере. Пьянство убивает и Æгъдау, и самих пьяниц. 

Последний тост старший стола произносит за Мыкалгабырта и хлеб-соль (бæркад) в этом доме. Он просит у этих святых изобилия для семьи и чтобы отныне они накрывали только праздничные столы.  

Поминальное застолье заканчивается этим тостом и если кому-то вздумается выпить ещё, такие попытки необходимо сразу же пресекать.  

На поминках в день годовщины, после того, как сидящие выпили тост за Мыкалгабыртæ, в некоторых общинах (сыхбæстæ) фыдæбонгæнджытæ очищают стол возле старших, приносят специально приготовленные заранее три пирога и старший возносит молитву Создателю (Стыр Хуыцау), пожелав семье и близким с этого дня приглашать к себе гостей только на праздники. С этой минуты семья не считается носящей траур (зианджын), и молодым разрешается обзаводиться семьей и участвовать в любых весельях. Этот обычай не является исконно осетинским, он привнесён извне, и правильнее не следовать ему.

Если же приходится следовать, эти три пирога можно поставить не на поминальный стол, а в доме, и там трое старших могут вознести молитву после того, как встанут из за поминального стола. 

На поминках как только сидящие за столом младшие выпьют за Мыкалгабырта, все встают, выходят из за стола и становятся (обычно во дворе или на улице) по две стороны. Со стороны дома – хозяева, их родственники и соседи. По другую сторону – все гости. Тот, кто сидел за старшего предоставляет слово старшему от гостей. Тот делает шаг вперёд, коротко в трёх-четырёх предложениях благодарит хозяев за приверженность осетинским традициям поминания усопшего, и желает им чтобы постигшее их горе было последним на многие годы, и чтобы поминки в их доме сменились праздниками.  

В ответ на это, старший поминального стола также, с шагом левой ногой вперед, благодарит гостей за то, что они разделили с ними горечь утраты, и желает им благополучно добраться домой и застать свои семьи в добром здравии. 

Этот благородный обычай не касается годовщины. Там, как было указано выше, все поминальные мероприятия заканчиваются тостом за Мыкалгабыртæ, и после этого неправильно, встав из-за стола, опять возвращаться к поминальной традиции выражения благодарности "æрцæуæг адæмæн æмæ зианджынтæн арфæ кæнын".  


Материал собран Русланом Кучиевым.

detail custom image

Нашли ошибку?Не забудьте сообщить. oscalendar@odva.pro

Хотите добавить статью?

Отправьте на почту